Пособие по радиоуправляемым самолетам для новичка

Тема в разделе "Авиамодели - общий раздел", создана пользователем Rasher, 16 сен 2013.

  1. Rasher

    Rasher Редактор новостной ленты Команда форума

    1. Введение
    В данной статье я постараюсь рассказать об основах авиамоделирования, не вдаваясь в сложные технические подробности, но так, чтобы новички смогли почерпнуть максимум информации для того, чтобы увидеть, какие модели бывают, чем они отличаются и какую же все-таки выбрать.

    2. Классификация
    2.1. Классификация FAI

    Категория F1 – свободнолетающие модели, летающие без вмешательства пилота, т.е. влияние человека на модель заканчивается сразу после запуска.
    F1A – планеры;
    F1B – резиномоторные модели;
    F1C – таймерные модели;
    F1D – комнатные модели;
    F1E – планеры с автоматическим управлением.

    Категория F2 – кордовые модели, управляемые пилотом только в поперечной плоскости при помощи корд – стальных тросиков. Полет происходит по кругу.
    F2A – скоростные модели;
    F2B – пилотажные модели;
    F2C – гоночные модели;
    F2D – модели воздушного боя.

    Категория F3 – радиоуправляемые самолеты, управляемые пилотом при помощи радиоаппаратуры.
    F3A – пилотажные моторные модели;
    F3B – планеры;
    F3C – вертолеты;
    F3D – гоночные модели;
    F3F – планеры, парящие по склонам;
    F3J – упрощенные планеры.

    Категория F4 – модели-копии, представляющие собой уменьшенные копии настоящих летательных аппаратов.
    F4A – свободнолетающие модели;
    F4B – кордовые модели;
    F4C – радиоуправляемые модели;
    F4D – свободнолетающие комнатные с резиномотором;
    F4E – свободнолетающие комнатные с СО2 или электромотором;
    F4F – свободнолетающие комнатные модели (peanut formula).

    Категория F5 – радиоуправляемые самолеты с электродвигателем.
    F5A – пилотажниые модели;
    F5B – моторные планеры;
    F5C – вертолеты;
    F5D – гоночные модели.

    По непонятным мне причинам не обнаружил в этой классификации таких популярных классов, как F3P (зальные радиоуправляемые пилотажные модели) и радиоуправляемого воздушного боя. Также существуют не попадающие под официальную классификацию паркфлаеры или фанфлаи – модели, не соответствующие классификационным параметрам, созданные не для соревнований, а для развлечения. Также FAI успешно проигнорировала реактивные модели самолетов, которые имеют довольно широкое распространение.

    2.2. Классификация по компоновке
    По компоновке можно выделить несколько основных классов.
    1) Классическая схема – модели, имеющие горизонтальное оперение, расположенное за крылом. Может иметь одно (моноплан) или несколько (биплан, триплан) крыльев различной формы, разнообразное хвостовое оперение.
    left_extra300shp.jpg mig-29_6.jpg
    ???_76td_citrain64.jpg


    Модели классической схемы наиболее распространены, потому как имеют наибольшую по отношению к другим схемам стабильность и предсказуемость в полете.

    2) Безхвостка – модели, не имеющие отдельного горизонтального оперения, которое заменяют расположенные на крыле элевоны – элементы управления, выполняющие одновременно функции элеронов и рулей высоты.
    Не имеют широкого распространения сразу по нескольким причинам: уступают по летным качествам классике и требуют более сложную аппаратуру управления с функцией микширования элевона. Как правило, эти модели встречаются среди фанфлаев в виде полукопий военных самолетов.
    1777_rd.jpg

    3) Утка – модели, имеющие горизонтальное оперение, расположенное перед крылом.
    0_bfacd_6624f9ba_L.jpg 500px-Plane_BloodHawk.jpg

    Также, как и безхвостки, не имеют широкого распространения и встречаются чаще среди фанфлаев.

    4) Летающее крыло – разновидность безхвостки, в которой фюзеляж интегрирован в крыло, т.е. крыло, помимо прямого назначения, выполняет роль фюзеляжа, грузового отсека и т.д.
    b2_6.jpg

    Модели, сделанные по схеме ЛК, получили широкое распространение среди новичков, потому как именно в случае с небольшими размерами имеют хорошие летные качества и очень просты в изготовлении.

    5) Продольный триплан – модели классической схемы, имеющие помимо хвостового, переднее горизонтальное оперение.
    256116.jpg

    Также редко встречающиеся модели. Та же история, что с утками и безхвостками.

    2.3. Классификация по типу силовой установки
    По типу силовой установки можно разделить все модели на несколько больших классов:
    1) Безмоторные – планера, не имеющие собственной силовой установки и поднимаемые в воздух при помощи самолета-буксировщика или леера. Из преимуществ – меньше деталей, меньше проблем. Недостаток – зависимость от состояния воздушных потоков.
    2) Резиномоторные – модели, использующие для полета энергию закрученного резинового жгута. На сегодняшний день не имеют широкого распространения из-за доступности модельных двигателей. Преимущество – дешевизна конструкции. Недостаток – малое время работы двигателя.
    GMM01.JPG

    3) Электрические – модели, использующие электродвигатели. Можно разбить на два подкласса – обычные и импиллерные. Первые используют обычные пропеллеры и работают по аналогии с классическими двигателями внутреннего сгорания, вторые для создания тяги используют многолопастные вентиляторы, убранные в специальное защитное кольцо. Используются для создания псевдореактивных самолетов. Преимущества электродвигателей очевидны: большой ресурс, простота в эксплуатации, отсутствие выхлопа. Недостатки – дорогостоящие силовые батареи и сложные зарядные устройства.
    5010731063_0.jpg 6630.jpg

    4) С двигателем внутреннего сгорания – модели, использующие уменьшенные копии ДВС. Можно разбить на несколько подклассов: компрессионные (воспламенение топлива от давления), калильные (воспламенение топлива от свечи накала) и бензиновые (работают по принципу автомобильных на высокооктановых бензинах). Преимущества – большая мощность при малых размерах, реалистичность, рев работающего двигателя. Недостатки – малый ресурс поршневой группы, сложность эксплуатации, дорогостоящее топливо, выхлоп, необходимость регулярной чистки модели.
    TTR9018.jpg

    5) Реактивные – модели с уменьшенными копиями реактивных двигателей. Малораспространенные модели из-за высоких цен на силовую установку (один двигатель стоит около 1500$ + еще столько же система управления им).
    kamps t. - model jet engines - 2005.jpg

    3. Комплектация наборов
    В зависимости от комплектации продаваемые в магазинах наборы делятся на четыре типа: RTF (ready to fly), ARF (almost ready to fly), PNF (plug-n-fly) и kit. Рассмотрим каждый из них более подробно.
    RTF предлагает нам полностью готовую к полету авиамодель. В комплект входит сама модель (собранная или с проведенной предварительной сборкой и требующая соединить между собой основные части модели), аппаратура управления, бортовая электроника, аккумулятор и зарядное устройство. И если модели могут быть абсолютно разного уровня, то от остального ничего особенного ждать не стоит. Вся комплектация набора делается максимально дешевой, т.е. мы получаем самую простую аппаратуру управления (как правило, 4-хканальную, без компьютера), стандартные сервоприводы, двигатель и регулятор, подогнанные по характеристикам впритык к требованиям модели, без какого либо запаса мощности, простенькое зарядное, убивающее аккумулятор за пару десятков циклов заряд-разряд.
    preparing-your-rc-airplane.jpg

    PNF предлагает, как правило, предварительно собранную модель (требуется сборка основных частей), укомплектованную силовой установкой и сервоприводами. Требуется докупать только комплект аппаратуры, бортовой аккумулятор и зарядное устройство. Модели могут быть от начального до профессионального уровня. Электроника обычно подбирается из бюджетной и впритык к требованиям модели.
    overview_sm.jpg

    ARF предлагает модель, на которой проведена предварительная сборка основных деталей и требуется докупить всю электронику, силовую установку, комплект аппаратуры, аккумуляторы и зарядное устройство. Также модели всех уровней.
    28459-sub9(1).jpg


    Kit предлагает набор деталей для самостоятельной сборки модели с самого начала. Тут уже придется самостоятельно собирать крылья, фюзеляж, оперение и прочее, а не только стыковать друг с другом готовые части. Требует аккуратности и хотя бы основных знаний и навыков в использовании столярного и слесарного инструмента. Необходимо докупать всю электронику, силовую установку, комплект аппаратуры, аккумуляторы и зарядное устройство. Как правило, kit – это модель достаточно высокого уровня.
    IMG_1176.jpg

    4. Материалы, используемые при изготовлении моделей.
    Для изготовления моделей используется несколько типов материалов. Это различные пены и пенопласты (EPO, EPP и т.д.), различные породы дерева (сосна, липа, бальза и т.д.), фанера и композиты.
    На данный момент наиболее распространены модели из EPO и EPP, потому как они наиболее просты при фабричном изготовлении всех типов наборов. Также данные материалы достаточно прочны, чтобы прощать фатальные ошибки пилотирования, и ремонтопригодны – клеятся почти любым клеем, за исключением цианоакрилата. Наиболее часто из этих пенопластов изготавливаются фанфлаи, реже – модели соревновательного уровня.
    Удел профессиональных моделей – быть изготовленными из дерева и композитов. Такая конструкция дорога, не прощает ошибок (падения, как правило, заканчиваются гибелью или серьезными повреждениями модели), но обеспечивает максимальную жесткость и наименьший вес, что важно для победы в соревнованиях. Там, где под воздействием внешних нагрузок пенопласт прогнется, деревянная или композитная конструкция будет держать форму.
    Также для постройки модели могут применяться различные подручные материалы, такие как потолочный пенопласт, фанера из «апельсиновых» ящиков, листы утеплителя и прочие подручные вещи. Стоит отметить, что при должном умении из этих материалов могут получаться отличные модели.

    5. Аппаратура управления
    Для управления авиамоделью используется комплект аппаратуры, состоящий из приемника и передатчика (пульта). Минимально для управления моделью самолета необходимо 3 канала, но передатчики делаются от 4 до 18 (больше мне видеть не приходилось), при этом каналы могут быть пропорциональные (уровень сигнала зависит от положения ручки) или дискретные (по принципу включено-выключено). Пропорциональные используются для управления тягой двигателя и рулями, дискретные – для реализации спецвозможностей, например для выпуска шасси или сброса имитации бомбы. Для комфортного управления почти любой моделью самолета необходима аппаратура с 6-ю каналами управления.
    Также все передатчики можно разделить на 2 большие группы: механические и компьютерные.
    В механических все настройки производятся путем подкручивания регулировочных винтов, воротков, переключением тумблеров. Преимущество таких систем – низкая цена. Недостаток в том, что зеваки могут успеть что-нибудь накрутить даже на выключенном передатчике, пока пилот отвлекся на что-нибудь постороннее. Да и неудобно это.
    radio-turnigy-4x-m2-24ghz-4-canais-fhss-e-receptor-xr5000_MLB-O-4017028340_032013.jpg


    Компьютерные системы настраиваются при помощи встроенного компьютера, все параметры выводятся на дисплей передатчика. Такая система на порядок дороже механической, но гораздо удобнее и надежнее. К тому же передатчики, как правило, могут запоминать настройки нескольких моделей, позволяя быстро менять их парой нажатий клавиш.
    -27837.jpg

    Следует отметить, что аппаратура управления может иметь разную частоту сигнала. У нас распространены 35 МГц и 2,4 ГГц. Первый диапазон устаревший, передатчики, работающие на нем, можно узнать по длинной телескопической антенне. Явные недостатки – слабая помехозащищенность и возможность «пересечения» каналов. Т.е. если в радиусе действия нашего передатчика включат еще один с таким же каналом, то авария нам гарантирована. Аппаратура, работающая в диапазоне 2,4 ГГц наиболее помехозащищенная, имеет удобную короткую антенну, автоматически выбирает свободный канал, защищая модели от аварий. Внимание! Использование аппаратуры с другими частотами может повлечь за собой серьезные последствия и конфликты с БелГИЭ или, что гораздо хуже, военными! Это не шутка, случаи были.
    Так же стоит помнить одно правило, касающееся комплектов аппаратур для управления самолетами: не жалейте денег, купите хорошую, надежную аппаратуру. Вполне обычное дело, что она может быть дороже самой модели. Ведь отказ аппаратуры повлечет падение самолета, поэтому надежность и качество на первом месте. Из хорошо зарекомендовавших себя брендов отметим Futaba, Spectrum, Hitec.

    6. Бортовое оборудование
    Любая авиамодель несет на борту определенный набор оборудования, необходимый для полета. Для моделей с ДВС в стандартный комплект входят двигатель, топливный бак, топливопроводы, сервоприводы, приемник и бортовой аккумулятор. Для электромоделей это двигатель, регулятор оборотов, сервоприводы, приемник и силовой аккумулятор. Без этого модель попросту не полетит. Также сюда входит бортовой выключатель, но в силу непонятных обстоятельств именно из-за него происходит очень много аварий, поэтому бывалые моделисты предпочитают прямое соединение электроцепи при помощи специальных разъемов.
    Помимо базовых наборов оборудования, в зависимости от назначения модели и предпочтений пилота, самолеты могут комплектоваться самым разнообразным оборудованием, таким как системы убирающихся шасси, тормозные парашюты, воздушные тормоза, управляемые створки люков, ходовые огни, имитация систем вооружения, дымогенераторы, видеокамеры, системы стабилизации полета, автопилоты и т.п. Все это позволяет добавить модели реалистичности и сделать полеты более интересными. Чего стоит модель грузового самолета, сбрасывающая в полете парашютистов или имитации бомб, истребитель, запускающий пневматические ракеты, 3D акробат, оставляющий за собой шлейф цветного дыма… отдельно стоит отметить системы FPV (First person viev – вид от первого лица), позволяющие почувствовать себя настоящим летчиком. В этих системах сигнал с установленной на модели видеокамеры передается на специальные очки пилота, создавая эффект присутствия в кабине.
    То, что будет нести на себе модель, зависит от ее грузоподъемности, фантазии моделиста и, само собой разумеется, денежных вложений.

    7. Какую модель выбрать
    У любого начинающего моделиста сразу возникает вопрос: а какую же модель самолета выбрать для себя? Ведь их так много! Ответ на этот вопрос дать сложно и следует учитывать предпочтения и возможности каждого человека. Однако есть несколько общих положений, которые помогут определиться с выбором. Рассмотрим их подробнее.
    Во-первых, существуют так называемые модели-тренеры – самолеты с верхним расположением крыла (верхнепланы), в силу своей конструкции очень устойчивые в полете.
    art-tech_cessna_182_0_enl.jpg

    Бытует мнение, что каждый пилот должен начинать именно с такой модели, причем желательно подешевле и RTR, чтобы не заморачиваться с разбирательством что и куда. Однако сразу же стоит задуматься вот над чем: а что дальше? Что потом? Дело в том, что есть одно правило: чем выше стабильность, тем ниже маневренность. Тренер позволит научиться летать «блинчиком», отработать встречный полет, взлет и посадку. И все. На это уйдет у разных людей от 2 до 10 полетов, потом надоест. А петлю не сделаешь, бочку красивую тоже. Про свечи и нож молчу вообще. Вариант продать. А кому он нужен? Никому. Вариант переставить электронику на другую авиамодель. Но электроника, как правило, не блещет качеством и комплектная аппаратура весьма уныла и не дает свободы настроек. Итог – тренер идет пылиться на полку или продается за бесценок. А ведь все уроки тренера можно преспокойно отработать в симуляторе…
    Посмотрим в сторону других моделей. Для примера возьмем пилотажную модель-среднеплан.
    11852-01l.jpg

    Многие скажут: «Как? Да ты же ее разобьешь в первом полете!» Мол слишком маневренная, быстрая и т.д. Но давайте вспомним, что я говорил про аппаратуру. Если следовать совету, то у нас комплект хорошей компьютерной аппаратуры, которая позволяет проводить настройки максимальных углов отклонения рулей, скорости срабатывания рулевых машинок, ограничивать газ и т.д. Немного манипуляций с настройками, и резвая пилотажка превращается в послушного тренера, плавно реагирующего на команды пилота и стабильно ведущая себя в любом положении относительно горизонта. Ведь изначально она рассчитана на точное выполнение сложных пилотажных комплексов, потому одинаково хорошо ведет себя как в обычном полете, так и вверх ногами. Отработали основы полета, почувствовали себя уверенно и снова вопрос: что дальше? А дальше снова колдуем с настройками, снимаем ограничения и наслаждаемся полетом с полностью реализованными способностями модели. А как же поступить, если хобби не понравилось? Ведь в аппаратуру и модель вложены серьезные деньги! Ответ прост – хорошую модель и аппаратуру достаточно легко продать почти за те же деньги, что она была куплена.
    К чему я столько всего написал? К тому, чтобы объяснить простую истину: ограничить возможности модели можно, а вот повысить – нет. Так что выбор за пилотом: если много денег – можно начинать с тренеров. Если лишних денег нет – сразу с нормальной модели. Единственное, что я посоветую дополнительно ко второму варианту – не брать с ходу бальзово-композитные модели. Тут уж лучше пенопласт, потому как мало у кого вход в хобби обходится без падений, а пенопласт способен прощать очень грубые ошибки. Также советую не брать в качестве первой модели импиллерные самолеты. Да, они красивые, да, похожи на современные истребители, но есть один нюанс: если в классике рулевые поверхности обдуваются мощным потоком воздуха, создаваемым пропеллером двигателя, то у импиллерных обдув осуществляется лишь набегающим потоком воздуха. Как результат, для эффективного маневрирования последним нужна достаточно высокая скорость, да и длина разбега при взлете гораздо больше.
    Подводя итоги, напишу приблизительный алгоритм выбора модели.
    Выбираем ARF модель, советуемся с опытными моделистами, подбираем недостающие элементы и аппаратуру.
    Если не с кем посоветоваться, можно следовать ссылкам из списка рекомендованных производителем комплектующих, но это не лучший вариант. Можно взять набор PNF, докупить комплект аппаратуры исходя из потребности в 6 каналах и недостающие комплектующие (как правило, аккумулятор и зарядное).
    В крайнем случае подбираем RTF комплект, внимательно изучая его состав. Попадаются комплекты с довольно достойной аппаратурой и неплохими моделями.
    Ну и если на «просто полетать и лишь бы летело» - берем дешевый RTF комплект, который не жалко потом выбросить.
    Отдельно отмечу про размеры моделей, от которых зависит сможете ли вы летать в ту или иную погоду. Так небольшие модели, с размахом крыла в районе 500 мм и весом 100-200 гр почти неприспособленны к полетам на улице. Они созданы для залов. На улице получится полетать лишь в полный штиль или с ветром 1-2 м/с. Модели с размахом около 1000 мм и весом 300-600 гр будут довольно уверенно чувствовать себя в воздухе при ветре до 8-10 м/с. Модели с размахом свыше 1500 мм и весом более 1000 гр почти невосприимчивы к ветру. Обратите внимание на то, что это приблизительные данные, которые могут изменяться в зависимости от конструкции модели и ее тяговооруженности.
    По температурному режиму стоит сказать, что ДВС не любят низких температур и ведут себя капризно, с трудом заводятся. Электродвигатели также не идеальны в мороз, потому как используемые в электромоделях полимерные аккумуляторы боятся низких температур и могут даже выходить из строя, поэтому стоит позаботится о содержании их в тепле как при транспортировке, так и во время полета.

    8. Прочие комплектующие
    Для практически любой модели помимо аппаратуры управления и бортового оборудования придется докупать дополнительные приспособления, необходимые для запуска и обслуживания. Для ДВС моделей это стартер, накал для свечи, заправочные бутылки, ящики для инструмента. Для электромоделей это зарядное устройство для силовых аккумуляторов.
    Рассмотрим все это подробнее.
    Для комфортной работы с ДВС моделью нам понадобится стартер. Можно, конечно, заводить и руками, но потом не жалуйтесь на сбитые до кости пальцы (ведь не всегда успеешь отдернуть руку). А двигатели большого объема и вовсе руками вряд ли удастся запустить, да и в случае чего они могут напрочь отсечь пальцы, а здоровье дороже стартера.
    p223_1_00.jpg

    Хороший накал свечи обеспечит легкий запуск двигателя и сбережет нервы. Если накал некачественный, то можно довольно долго возиться с мотором, но так и не завести его.
    xceedgpi.jpg

    Заправочные емкости необходимы для заправки топливом бака модели. Можно сделать их из обычных пластиковых бутылок, например, от шампуня. А можно купить электронасос и просто наблюдать за тем, как автоматика качает топливо. Тут уже все зависит от имеющихся средств.
    59b50b477b5983beb254ec7cf286567e.jpg Pump4b_thm.jpg

    Полетный ящик необходим для комфортной транспортировки топлива, стартового оборудования и запасных частей. Можно носить и в пакете, и в рюкзаке, но в ящике во-первых солиднее, а во-вторых риск разлить ядовитое топливо минимален.
    box7b.jpg

    В случае с электромоделью понадобится хорошее зарядное устройство с функцией балансировки. Тут денег жалеть не стоит, потому как дешевые зарядные устройства будут быстро убивать дорогостоящие аккумуляторы. В идеале приобрести компьютерное зарядное устройство с балансиром, которое будет иметь еще несколько полезных функций, например разряд батареи или зарядка для хранения.
    ACC6(2).jpg

    9. Как построить авиамодель самому
    Думаю, что многие начинающие моделисты захотят построить свою первую модель сами. Однако из личного опыта скажу, что это вовсе непросто, и возникнет уйма вопросов. Дабы не доставать опытных летунов глупостями посоветую сразу найти готовую модель и посмотреть, как там все устроено. Отпадет добрая половина вопросов.
    Далее следует определиться с тем, что будем строить. Не стоит браться за сложные модели. Без опыта построить их так, чтобы полетели, очень сложно. Даже по готовым чертежам. Не замахивайтесь на копии продольных трипланов с изменяемым вектором тяги, самолетам экзотических компоновок и прочее подобное. Тут лучше начать с простого и доступного. В сети есть куча вариантов самоделок, которые может собрать любой человек, имеющий базовые столярно-слесарные навыки. Так для ДВС это так называемая «швабра» с rc-design.ru или какая-нибудь схематическая модель. И ту и другую можно собрать из подручных материалов. Идеально подходит 3 мм фанера с ящиков из-под апельсинов. Она достаточно качественная, легко обрабатывается, а главное – есть на всех мусорках рынков страны.
    18515833.jpg

    Для электро вариантов вообще тьма. Наиболее распространены так называемые плосколеты – модели с плоским крылом. По летным качествам уступают профильным, но до безобразия просты в изготовлении. К тому же прочны и дешевы. Основной материал – гладкая потолочная плитка, которой полно на строительных рынках. Там же можно купить утеплитель для домов различной толщины – для объемных деталей.
    IMG_1795.jpg F22-Top.jpg

    Подобные модели дают свободу фантазии при низкой цене, не предъявляя особых требований к знаниям аэродинамики, но и ждать от них супервозможностей тоже не стоит.
    Еще новичкам рекомендую посмотреть в сторону моделей с компоновкой «летающее крыло» (ЛК). Они и вовсе просты в изготовлении и обладают довольно впечатляющими летными качествами. Однако, требуют аппаратуру с возможностью микширования элевона (элероны выполняют роль как свою собственную, так и рулей высоты).
    IMG_1234.jpg delta 1.jpg

    Изготовление подобных моделей позволит разобраться в основах строения и технических решениях, применяемых при проектировании более сложных моделей, освоить основной инструмент и изучить свойства материалов. К тому же такую модель не жалко уронить на землю, что поможет легче преодолеть страх перед падениями. И не стоит забывать, что модель создается, чтобы летать, а не падать. Это я к слову о излишнем укреплении моделей.
    Такой опыт будет очень важен при переходе к проектированию и постройке серьезных моделей.

    10. Как полететь
    У большинства новичков после покупки и сборки модели возникает вопрос: а как же полететь? Страшно же, а вдруг упадет? 99% тех, кто не задается этим вопросом, бьют свою авиамодель в первом же полете. Поэтому к подготовке к полетам стоит отнестись серьезно. Существует два варианта подготовки. Первый и основной – симулятор. Это компьютерная программа, имитирующая реальный полет со всеми аспектами (вес и поведение модели, погодные условия и т.д.), и использующая в качестве джойстика передатчик. Таким образом мы можем не только освоить начальные приемы управления моделью, но и привыкнуть к своей аппаратуре. Как правило, на симуляторе стоит летать до автоматизации действий при обычном, встречном полете, взлете и посадке при различных погодных условиях. Также отработка навыков спасет от заруливания при реальных запусках.
    Далее можем переходить ко второму этапу – режиму аппаратуры «тренер-ученик». Для этого нам понадобится опытный пилот с таким же как у нас передатчиком и специальным шнурком. Суть такого обучения заключается в том, что передатчики соединяются между собой и опытный пилот в любой момент может перехватить управление моделью, спасая ее от падения и аварий. Если нет рядом опытных летчиков, придется переходить к самостоятельным полетам сразу.

    11. Заключение
    Надеюсь, что эта статья поможет новичкам определиться с выбором модели и понять основные моменты авиамоделирования, дав ответы на основные вопросы, возникающие при входе в это замечательное хобби. И помните: чтобы начать летать уверенно, надо разбить хотя бы одну модель! ;)


    Авиамодельные кружки в Минске и по стране
     
    Последнее редактирование модератором: 22 янв 2014
  2. mied

    mied DroneBand

    Если кто-то хочет что-нибудь добавить, милости просим.
     
  3. +F3P -Зальные модели
     
  4. Rasher

    Rasher Редактор новостной ленты Команда форума

    Я написал про F3P, однако ни на одном сайте, где размещена классификация FAI именно в ней их почему-то нет.
     
  5. Начинающий моделист спрашивает у прокопченого ДВС-ника:
    - Сколько нужно тренироваться чтобы научиться летать как Вы?
    - Ну, 7-8.
    - Чего? Часов? Месяцев?
    - Нет, моделей!

    Текст хороший, однозначно будет полезен как начинающим, так и не очень.
    Возник вопрос по орфографии: вроде по-русски пишется "импЕллер".
     
  6. F3P официальный ФАИшный класс. В прошлом году был первый чемпионат Мира. Да и в F1, F3, F5 много еще чего придумали. А радиобойцы пошли своим путем, им это не мешает.
    И, кажется, отсутствие модели в классификаторе ФАИ совсем не умаляет удовольствия от запусков!
     
  7. Rasher

    Rasher Редактор новостной ленты Команда форума

    Оу! Какие люди! Не уж-то летуны к нам решили перебираться? :D Здравствуйте! Скажите куда его вписать, с радостью подправим! А то авиадвижение на форуме слабенькое совсем, пару человек летает немного, помощь точно не помешает. ;)
     
  8. Народ помогите. Bixle2. Подключил элероны через Y кабель в канал 1. Но они отклоняются неправильно ! При движении стика вправо правый опускается, левый поднимается, должно быть наоборот. Я может что неправильно подключил ? Или может неправильно вклеены серво у производителя ? Я уже замучился читать форумы. И еще вопросик, какие диоды должны гореть на зарядно-балансировочном устройстве когда аккумулятор разряжен ? И когда зарядился ? Спасибо.
     
  9. Сделай реверс канала 1 в передатчике,и будет тебе счастье...
     
  10. Про индикацию на штатном ЗУ обычно и написано. Если нет то читай инструкцию. Обычно когда заряжен или перестает моргать, или из красного становится зеленым. У меня других вариантов не было.
     
  11. Ну оптимист!
    Я за 18 лет кружковой работы пришел к выводу, что именно с такого тренера и стоит начинать. Особенно, если модель строится самостоятельно.
    Да, тренер более устойчив, чем пилотажка - но на то он и тренер! Взлет - посадка, развороты и полеты в разных направлениях (относительно пилота), удаление - это элементы, на которых бъется 90% моделей (а тренер легко починить). И пока эти моменты не будут отработаны до автоматизма - не надо хвататься за дорогую и сложную технику. Да и фигуры пилотажа тренер способен выполнять.
    Из личного опыта: начинающий пилот 12-15 лет построив свой тренер, за 10-15 полетов осваивал пилотирование "блинчиком", взлет и посадку в хорошую погоду под присмотром. При этом 2-3 раза ремонтировал модель. К концу сезона он, как правило, уже самостоятельно стабильно летал в разных погодных условиях и крутил фигуры пилотажа. А за следующую зиму строил среднеплан, похожий на пилотажку.
    Со взрослыми не все так однозначно: кто-то летит, а кто-то нет. В моей практике были два предельных случая со взрослыми: 1. Пилот в 28 лет впервые взялся за передатчик (до этого занимался кордовыми) и полетел со второго полета (первый вместе со мной); 2. Летчик - истребитель (немного за 30) так и не освоил самостоятельные полеты, а его сын - запросто!
    Так что лучше не форсировать обучение, а пройти все этапы.
     
  12. Rasher

    Rasher Редактор новостной ленты Команда форума

    Я же написал, что при написании руководствовался личным опытом и что написанное - не ультимативно правильное мнение. Я полетел на Катане с 3 полета.
     
  13. Очень прошу помочь знающих и умеющих.

    Пообщался с человеком, который как-то управлял своей моделью плосколета и он настоятельно рекомендовал начать обучение с симулятора.

    Был приобретен симулятор,а дальше разгона по взлетной полосе дело не доходит.

    Очень прошу о помощи в обучений.
     
  14. Rasher

    Rasher Редактор новостной ленты Команда форума

    Точнее. Что значит дело не доходит? Симулятор виснет или взлететь не можешь?
     
  15. С симулятором все в порядке.:) А вот со взлетом и т.д полная беда
     
  16. что за сим и какие проблемы?можно подробней?
     
  17. сим. AeroFly Professional Deluxe
    не могу взлететь
     
  18. возможно съезжате с полосы на траву модель теряет скорость и взлёт не возможен.[DOUBLEPOST=1419766825][/DOUBLEPOST]ксати аппа должна быть включена перед загрузкой сима и калибровка не помешает.ещё в режиме эксперт нужно смотреть настройки по каналам.
     
  19. Добрый вечер.Вопрос к моделистам-копиистам.Где вы берете звуковые файлы оригинального звучания авиадвигателя для модели-копии. За любую инфу большое спасибо. Да забыл. У меня звуковой модуль TBS-mini.
     
  20. 1.Бочка
    2.Ранверсман
    3.Петля Нестерова
    4.Хамерхед
    5.Кобра Пугачева
    6.Плоский штопор
    7.Колокол
    8.Иммельман
    mocE2nTvI-I.jpg ncvWMHtdYus.jpg s_Q9eqJ0HvA.jpg SjTs5RHFQMg.jpg yng_tvpW1B4.jpg LcGPyW8SLGk.jpg 5htZvRY01uk.jpg -m7PxhWZsC8.jpg
     
    Последнее редактирование: 5 апр 2015
    Седой и mied нравится это.
  21. Михаил добрый вечер! Какую модель строишь что применяешь звуковой модуль? А с танками завязал совсем или временная апатия?
     

Поделиться этой страницей